Что такое критические контрольные точки для предприятий питания: как правильно их определять, и почему от них зависит успех предприятия?
Исторически критическая контрольная точка (ККТ) — это термин из военной промышленности. Ее определяли и контролировали, чтобы на каком-либо этапе производства, например, оружия не произошел взрыв.
Если проецировать ККТ на систему пищевой безопасности (систему ХАССП), то их определение и контроль нужен, чтобы исключить пищевые отравления. Правда, есть еще один схожий по функциям термин — контрольная точка.
Многие предприятия питания путают эти понятия, упускают из вида этапы технологического процесса, которые нужно занести в список ККТ и теряют свои средства на лишние списания из-за порчи продуктов, на штрафы из-за пищевых отравлений и на отсутствие желаемого потока потребителей/гостей из-за испорченной репутации.
Что такое критические контрольные точки для предприятий питания? Какие предприятия обязаны их контролировать?
Критические контрольные точки (ККТ) на предприятиях питания — это основа системы пищевой безопасности (HACCP «Hazard Analysis and Critical Control Points» — анализ рисков и критические контрольные точки). Определение и контроль ККТ — это залог безопасной и качественной продукции и успеха предприятий, соответственно.
Принципы системы ХАССП должны быть внедрены на все предприятия питания, которые готовят, реализуют и транспортируют кулинарную продукцию (СанПиН 3690-21, п 2.1).
Т.е. верно определить и контролировать ККТ нужно ресторанам/кафе/столовым, отелям/санаториям, предприятиям кейтеринга, цехам по производству кулинарной продукции и т.д.
⠀
В чем отличие ККТ от контрольной точки? Примеры ККТ на предприятиях питания.
ККТ — это измеримый показатель величины риска. По ККТ обязательно ведется журнал (можно в электронном виде) или чек-лист, куда заносятся данные оценки. Например, ККТ в ресторане могут быть:
По контрольным точкам тоже можно вести журналы контроля или чек-листы, а также разрабатывать инструкции, но их, как правило, оценивают визуально (в операционном процессе). Внедряя систему пищевой безопасности (систему ХАССП) на предприятия питания, мы разрабатываем санитарные, технологические и сервисные инструкции.
Санитарные инструкции включают стандарты личной гигиены и правила уборки, технологические — различные этапы процесса приготовления продукции (дефростацию мяса, мойка яйца, мойка и дезинфекция зелени и овощей и т.д.), сервисные — обработку льдогенератора и кофемашины, правила применения перчаток, правила натирки посуды и т.д.
Как правильно определять критические контрольные точки на предприятиях питания?
Каждое предприятие уникально, а Роспотребнадзор предоставляет только перечень обязательных журналов, а список возможных ККТ нет.
Чтобы определить ККТ, нужно проанализировать каждый этап технологического процесса и выявить потенциальные опасности (риски), которые могут возникнуть в процессе производства продукции. Риски могут быть связаны с различными факторами: биологическими, физическими и химическими.
Затем нужно разработать процедуры по устранению этих рисков, обучить им сотрудников и разработать меры контроля.
Определение ККТ требует определенных знаний и опыта, поэтому, чтобы система пищевой безопасности (система ХАССП) не превратилась в “тонну ненужных и неработающих бумаг”, стоит обратиться к специалистам или пройти обучение.
На курсе “Разработка и внедрение системы пищевой безопасности ХАССП” Вы сможете за 3 месяца научиться внедрять систему ХАССП на любое предприятие питания! Курс пройдет в формате “живые” уроки + практические тренинги + аудиты + стажировка под контролем эксперта на действующих предприятиях питания России + экспертное сопровождение.
Курс стартует уже 24 мая 2023 г., и на потоке осталось еще несколько мест. Подробнее о курсе по ссылке https://experthoreca.ru/course/vnedrenie-sistemy-xassp-kak-biznes-processa-predpriyatiya-pitaniya-s-prisvoeniem-kvalifikacii-ekspert-auditor-sistemy-xassp